TMS
Запросить демо
Запросить демо
Тот, кто остается: чем может помочь тест остаточных знаний
Теория изучена, итоговое тестирование позади и проводник сказал: «Удачи!». Вкладка с курсом закрыта и… все? Обучение на этом заканчивается?

В идеале — нет. Чтобы полученные знания точно зафиксировались в сознании студента, рекомендуем использовать тест остаточных знаний. Это набор вопросов или заданий, которые пользователь выполняет спустя время после завершения обучения. Эффективность теста остаточных знаний объясняется особенностями работы нашей памяти.
Как работает память
Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим кривую забывания.

Например, вы познакомились с Иваном — новым коллегой из отдела маркетинга. На графике этот случай соответствует сплошной линии. Она показывает, что спустя несколько дней вы вряд ли вспомните его имя.
Если через несколько минут после знакомства вы напомните себе его имя, это поможет памяти справиться лучше — но не сильно. Этот случай изображен пунктирной линией. Согласно кривой, вы забудете имя через несколько недель.

Пунктирная линия здесь и означает обучение и запоминание.
Но если вы специально посмотрите имя нового знакомого в корпоративном мессенджере или электронной почте через несколько дней после знакомства – «Его зовут Иван, его зовут Иван», то пунктирная линия на графике слегка сместится вправо, и теперь кривая забывания будет выглядеть примерно так:
Если вы столкнетесь на кухне с Иваном и постараетесь вспомнить его имя спустя несколько недель, скорость забывания снова изменится и будет выглядеть уже так:
Этот процесс называется интервальным повторением.
Интервальное повторение в корпоративном обучении
Интервальное повторение — давно не новинка в электронном обучении. На этом принципе построены многие приложения, которые люди используют регулярно. Например, для изучения иностранного языка по 15 минут в день. В таких приложениях система спустя какое-то время предлагает пользователям повторить знакомые слова.

То есть интервальное повторение активно применяют в системах, которые используются регулярно на протяжении длительного времени. В корпоративном обучении интервальное повторение полноценно реализовать сложнее. Хоть пользователи и могут возвращаться к изученному или получать переназначение курсов, это часто нерегулярный процесс с разной периодичностью.

Предполагается, что после первого полноценного обучения студенты сразу начинают применять полученные знания на практике. Но по факту этого может не произойти. Например, курс входит в онбординг и его назначают всем новичкам. Они находятся в непривычной для себя среде и в ходе прохождения этих курсов изучают огромный объем информации, поэтому шанс запомнить ее во всех деталях минимален.

Или в курсе рассматривается несколько ситуаций, которые могут произойти, а могут и нет. Если они все-таки случатся через какое-то время, пользователь должен будет вернуться к курсу и еще раз его пройти, потому что знания успели стереться из памяти. Чтобы «задержать» их там, можно использовать тест остаточных знаний.
Советы по созданию теста остаточных знаний
Глобальная задача теста остаточных знаний – помочь обнаружить пробелы в знаниях. Предполагается, что студент, обнаружив эти пробелы, сам обратится к курсу для повторения. Либо можно назначить ему обязательное перепрохождение – организовать принудительное интервальное повторение.

Тест позволяет понять самому сотруднику, его руководителю и/или HR, какие курсы нужно изучить повторно, а из каких информация «улеглась» хорошо и на перепрохождение время тратить не нужно.
Чтобы тест выполнил свою задачу, рекомендуем:
составлять вопросы на важные темы курса (например, если это курс о пожарной безопасности, то проверим алгоритм действий при пожаре, порядок эвакуации и знание номеров вызова помощи)
не концентрироваться на деталях и подковырках: вспомнить их спустя время сложно, это может вызвать раздражение пользователей и ощущение «вопросов ради вопросов»
если есть возможность изучить аналитику, то для теста лучше взять вопросы или темы, в которых чаще всего допускались ошибки: если в знаниях остались пробелы, вопросы помогут найти и устранить их
Обратная связь
Формулируя обратную связь на вопрос, важно учитывать контекст.
Если при провальном прохождении можно настроить обязательный повтор курса, то подробные пояснения лучше не давать.
Пояснять суть ошибки и обосновывать правильный ответ стоит, если вы используете тест только для интервального повторения и напоминания о важном, но не стремитесь к тому, чтобы пользователи прошли курс заново.
Если пользователь может сам вернуться к курсу и повторить информацию, в обратной связи имеет смысл не давать пояснения, а указать конкретные темы, на которые нужно обратить внимание. Либо дать краткое пояснение с указанием темы курса.
Корпоративное обучение — очень гибкая сфера, под которую можно адаптировать много идей из смежных тем. То же самое с интервальным повторением. Мы не можем реализовать его по всем правилам, но можем адаптировать под механику теста остаточных знаний.

Чем дольше мы будем сопровождать пользователя после того, как он закроет вкладку с курсом, тем выше шанс, что изученное надолго останется в его памяти и будет активно использоваться. А цель — именно в этом.